Хардбоп и кул – родственные жанры, насколько я понимаю всю эту кухню. Они появились почти одновременно, да и исполнители нередко работали в обоих направлениях. К примеру,
Майлз Дэвис, альбом которого
Four & More я слушаю сегодня. Настроиться на его кул-джаз после хардбоповых Bag’s Groove и Somethin’ Else оказалось на редкость непростой задачей. Хардбоп агрессивнее, напористее, акцентированнее. А самая точная характеристика кул-джаза уже есть в его названии. Cool. Усложнило восприятие и то, что Four & More записан не в студии, а на концерте в Зале Эвери Фишера, который в далеком феврале 1964-го еще был «Филармоническим».
читать дальшеВ Four & More уже не тот Дэвис, что в Bags Groove. В 1963 он собрал новый коллектив, в число которого входил знаменитый не только джазом пианист Херби Хэнкок. Как пишет википедия, ну и по моим ощущениям, в альбомах этого периода больше свободы в исполнении и есть то, что англичане называют «breakneck speed». Скорость и правда головокружительная, и при этом альбом намного легче довольно неторопливого Bags Groove.
Но вернусь к сложности восприятия. Понять Four & More у меня получилось только со второй попытки. В первый раз я попробовал послушать его два дня назад, но, поняв на третьей композиции, что уже не слежу за музыкой, выключил и отложил. Теперь уже я понимаю, что для кул-джаза, как и для любого другого жанра, должно быть особое настроение. На следующий день я несколько раз порывался включить плеер, но останавливался, понимая, что время еще не пришло. И только утром этого дня, сварив крепкий кофе почти без сахара и усевшись поудобнее, я включил музыку. Начало снова пошло не слишком хорошо, но я вспомнил, что то же самое было с Bags Groove и решил подождать. И решил верно. Расслабленное неплохим кофе сознание постепенно сдалось виртуозным соло Хэнкока, и я дослушал альбом на одном дыхании.
Ради интереса попробовал включить Bags Groove и Somethin’ Else. Хардбоп, как и ожидалось, после кул-джаза показался слишком уж тяжелым и долго я его слушать не смог. Но в голову невольно закрались мысли – не искусственно ли это, может быть, я так воспринимаю жанры, потому что прочитал о различии между ними? Контраргумент пришел на ум сразу же. О том, что Four & More принадлежит к кул-джазу, я во время первого прослушивания понятия не имел, а разница в восприятии была уже тогда.
Следующим я хочу послушать другой альбом, записанный на этом же концерте, My Funny Valentine. Судя по описаниям, он еще более cool и, если верить вики, consists of slow and medium tempo numbers.
Чтобы подвести какой-то итог, скажу, что Four & More на практике подтвердил мои догадки о том, что джаз – не просто какой-то стиль, направление, это целый мир, который можно исследовать, наверное, очень долго. И это исследование чертовски интересно.