Нижеследующая стена текста - это интересный лично для меня опыт, и, я надеюсь, что он может заинтересовать ЕСовцев, читающих мой дневник, если они вдруг решатся прочитать это. Я провел забавную аналогию, попытавшись на досуге разобраться с историей ЕСа и закономерностями. Получилось не совсем то, что я хотел в самом начале, но так бывает всегда.
И предупреждение - не воспринимайте все полностью серьезно, пожалуйста.
Социология интернета или как построить коммунизм в отдельно взятом комьюнити
Находить аналогии, соответствия в течении процессов, подмечать закономерности полезно всегда. Даже если это не может принести какой-то ощутимой практической пользы, такие упражнения оттачивают ум. Надеюсь, вышесказанное может оправдать увлекательную игру, которую провели мы с Раком и, немного, Алкаром.
Итак, суть. С 2007 года в рунете существует относительно крупный ролевой реалм World of Warcraft, носивший перекликавшееся с Властелином Колец имя "Вечерняя Звезда". На нем сложилось довольно интересное и разношерстное сообщество, претерпевшее множество конфликтов, изменений, попортившее его членам немало нервов и давшее многим бесценный опыт.
Любое сообщество, как динамическая система, развивается по определенным законам, которые всякие социологи множество раз подмечали. Но Звезда - это отнюдь не микросоциум, поскольку по структуре общество этого реалма слишком сложное. Его нельзя сравнить и с крупными человеческими социумами, с которыми мы имеем дело в повседневности, поскольку они вынуждены жить и развиваться исключительно в рамках конкуренции с себе подобными. У нас другое; ЕС долгое время своего существования был вещью уникальной.
Остается, таким образом, одно. Возьму на себя смелость заявить, что ЕС развивалось аналогично человеческой цивилизации, по всем законам диалектического материализма и исторического марксизма, хохо. (Напомню, что не стоит воспринимать большинство из моих тезисов, как ну абсолютно серьезные). И ЕС развивался по стадиям, соответствующим марксистским: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический периоды.
Прежде чем приступить к прямым аналогиям, нужно немного пояснить общие принципы. Для Маркса двигатель прогресса - антагонизм классов, который (антагонизм) вызван, элементарно, разницей в отношении к благу и инструментам присваивания блага. Как добывается благо? С помощью средств производства. Земля или капитал, то бишь. Ес-сно, такая система напрочь не подходит для ЕС. Но здесь я рискну отступить от, хехе, классиков марксизма и ввести еще одно понятие - "потребность в признании", заимствованное у Гегеля. (Точнее, тут больше - заимствованное у Фукуямы, который заимствовал у Лукача, который заимствовал у Гегеля). Принимая его за истину, мы немного поднимаемся над обычной потребностью в материальном благе. Мы говорим, что стремление присваивать благо и инструменты присваивания вызваны тем, что это удовлетворяет "потребность в признании".
Что у нас с этой потребностью на ЕС? Тут все проще, она удовлетворяется более прямо - всеобщим одобрением, уважением. И в разные периоды это проявляется по разному. Да, здесь, наверное, стоит упомянуть, что все мои рассуждения - шуточны и безличны, и прошу никого не думать, что их обвиняют в том, что их ЧСВ раздуто или чем-то подобном; потребность в признании естественна для всех, иррациональна и надсознательна, существует вне зависимости от нашего с вами желания.
Ну а теперь, пусть и грубо, но подогнав теоретическую базу, переходим к самому интересному - практике.
С чего начинается человеческое общество? С человеческого стада, если верить современной науке. У первых людей - не только стада, но и начала существования общин, не было четкой социальной дифференциации. Разумеется, выделялись личности, которые засчет своих социальных качеств могли вести за собой других, но им было достаточно своего общественного статуса, они ничего не присваивали. Что-то подобное было и на ЕС (я, правда, сужу по историческим данным, а не по своему опыту). Этот период обожают на реалме называть "сказкой", и как тут не вспомнить Энгельса, вроде, с его "Что это за чудо, первобытный строй!". Судя по всему, благо было доступно всем в равной степени. И еще один важный момент - из-за небольшого количества людей, единственным способом получения "блага" было признание со стороны не группы людей, а всего сервера. И я сейчас говорю не только об одобрении, сюда входит и отношение к тебе, как к "благородному врагу", как к человеку, с которым нужно считаться вообще.
Что нарушило идиллию? Демографический всплеск, он был и ирл, и на Звезде. Расслоение просто обязано было произойти. Способы получения блага стали изменяться. Теперь это для "правящей верхушки" начало быть признание не со стороны всего сервера, а со стороны таких же, как они. Но верхушка понимала, что подобное положение, когда любой из-за своих качеств может их затмить, может вырвать "благо" у них. Что происходит в данном случае? Прально, юридическое закрепление статуса верхушки. Ирл вожди сакрализовывали свою власть, говорили о своем божественном происхождении, что резко поднимало их над обычными людьми и позволяло править единолично или, по крайней мере, в рамках корпорации власти. На ЕС никто никого сыном Солнца не объявлял, инструмент сакрализации здесь другой - кнопки и цветной ник. И одновременно для контроля над народом и усиления своего статуса, были введены кураторства. На мой взгляд, это - первый качественный скачок, переход в новое качественное состояние, к "рабовладельческому строю".
Я использую "рабовладельческий", но, конечно, не было ни рабов, ни принуждения. Это просто дань первоисточнику. Аналоги - в других характеристиках. Итак, какая у нас ситуация после создания кураторств? Существует копорация имеющих кнопки ГМов, причем, закрытая корпорация, почти не пускающая в свою среду людей снизу. В корпорацию входят не только имеющие кнопки, но и люди с фиолетовыми никами, вроде мерков. Корпорация едина, но в ней происходят определенные конфликты. Этот момент особо интересен. Конфликты происходят исключительно в рамках самой корпорации - мерки против других; игроки в этом даже не просто не участвуют, а никак не относятся. Я не знаю, почему происходит закрытие инстантов, но, возможно, таким образом корпорация хотела еще раз выделить свою элитность, а, может, воспрепятствовать упрочению положения своих врагов-мерков, сила которых во многом основывалась именно на хорошей одетости.
Что все меняет? Очередной рост населения. Теперь благо, статус уже в самой элите, начинает зависеть не от того, насколько ты ловок и умен относительно своих "коллег", а сколько человек под твоим крылом. И, больше, благо теперь тоже пока начинает получаться не только от своих коллег, но и напрямую от подчиненных, и второе постепенно становится более стабильным ресурсом. Но первый источник остается в силе. Революция происходит, когда элиты начинают борьбу за власть. Это - памятный опрос на форуме о том, кто будет координатором - Корвин или Дея. Дея и соратники мыслили, как водится, прогрессивно, опираясь на новых людей, пытались привлечь их внимание. Яркое проявление этого - активная раздача наград за эвенты, которая, в условиях закрытых инстантов была очень серьезным инструментом поднятия своей популярности. Во время форумного конфликта противники Корвина, к тому же, аппелировали против закрытости инстантов. Но ошибка Деи, на мой взгляд, была в том, что она не рассчитала серьезного отклика, который вызовет это событие. Рассчитывая на поддержу более-менее активных групп, она вряд ли думала, что ее действия вызовут естественную зависть масс к тем, кто получал айтемы за эвенты. Поведение последних, наверное, тоже оставляло желать лучшего, они могли начать выделять сами себя. И, когда на форуме начался опрос, массы, раньше не писавшие ни одного сообщения, рванули туда. Этот конфликт - еще один качественный скачок, именно после него форум окончательно превратился в популярное место. Раньше большинство не обращало на него внимания, а, если и обращало, то писало только в темах, вроде "Портреты персонажей" и "Анекдоты". Теперь люди начали обсуждать политику.
Это и знаменует переход к новой стадии, феодализму. Властная корпорация раскололась, и доступ к благу был предоставлен бывшим союзникам. Во-первых, для поддержания целостности системы правления, во-вторых, для укрепления своего статуса - как известно, новопришедшие просто обожают раздавать властные полномочия своим соратникам. Почему феодализм? В это время Звезда была расколота на большое количество различных групп, во главе которых стоял тот или иной представитель старой элиты - правда, поначалу. Некоторые "вассалы" иногда откалывались от сюзеренов и создавали свои объединения, независимые (пример тому - Астерия). Заметьте, в этот раз произошла консолидация старой элиты. Почувствовав опасность со стороны игроков, которые узнали, на что они способны, когда из-за их коллективного неодобрения изгнали Даска - раньше о таком и речи быть не могло, выигравшая сторона и те из проигравших, которые остались на сервере (а это была значительная часть мерков) вскоре сплотились в ОРРД, несмотря на разногласия. Было необходимо управлять как большим количеством игроков, так и вассалов, и в это время создаются тысячи различных правил, кураторы отягчаются помощниками и все в этом роде. Все это усугубляется внезапными исчезновениями Корвина и понижением его активности. Теперь власть окончательно передается в руки "феодальных" группировок. Время ухода Корвина очень важно само по себе. Тогда происходит череда важных событий: начало работы ес.ру, попытка мерков создать новые инструменты присваивания блага (да-да, я об отшельниках), и непосредственно произошедшее от последнего - начало мыслей народа о "сказке", где "роллбойонли", а вещи кастомизированы. Примерно в это время свои первые проекты этого рода пытается создать Ррин.
Но ничего никогда не может идти гладко. На арену выходит новый класс, состоящий из "зарождающейся буржуазии и мелких дворян", которые решили, что им недостаточно просто присоединиться к тому или иному лагерю. Да-да, это Люциус, Алхимик и прочие саботеры. Мотивация нового класса была совсем другая. Им не нужна была власть, им хватало того блага, которые они получали в своих "гильдиях" и "цехах", но им мешали действия элиты, которые к этому времени уже создали систему, в которой благо присваивать могли только ее члены, и постоянно пытались эту систему ужесточить - престиж-классы, добыча вещей с помощью команд, форма для гильдий. Элита поняла новую опасность довольно быстро и начала активное противодействие, причем часто очень разумное. На недовольных то сыпались баны, то им давали места в системе власти. Но тогда новый класс начал консолидироваться. Ес.ру, чаты в скайпе как способ коммуникации пусть даже столь разных людей, стали великолепной платформой. А скрепляющим элементом, посмейтесь, стал "Культ Черносвета". Он вдохнул силу в революцию, которая не выехала бы на одном пафосе. Совокупность мемов, использование которых, по сути, превратилось в ритуал, объединяло революционеров, даже при их различных взглядах. Еще один момент, и повтор ошибки предшественников, - новый класс оказался закрытым. Он вел себя как буржуазия в реальной истории, собственно, презиравшая крестьянство, которое в нашем случае было представлено "гонглами с лавок Штормвинда".
Когда революция перешла в активную стадию, думаю, свидетелям тех событий понятно. Она проходила уже не в один этап, она была продолжительной. Полностью не победила ни одна сторона, в итоге - впрочем, так и не должно было быть, поскольку диалектика подразумевает нахождение синтеза. Что происходит дальше? Наиболее радикально настроенная часть общества переселяется (вспомним пуритан) на Аврору или соседние сервера, и окончательно это закрепляется памятным "баном саботеров".
Дальнейшие правители, сменяющие друг друга, пытаются создать новую систему, засчет слома феодальных отношений. Создается бюрократический аппарат, по сути дела безликий, цель которого - быть исключительно функционерами, помогать управлению сервером, за что они получают определенное число блага. В этом свете уничтожение кураторств - один из плодов революции, выглядит чем-то вроде исторической необходимости. Бюрократический аппарат создается из некоторых старых феодалов (Астерия), из бывшей активной буржуазии, доступ к благу части которой показался более выгодным, чем несколько более сложная добыча его на Авроре засчет своих сил (Алкар), и, наконец, из буржуазии ранее неактивной (Кеджи), заинтересованность которой как в благе, так и в соблюдении своих прав, никогда не была высока.
Здесь мы приступаем к современности, которая, честно говоря, меня смущает. У меня есть мнение, но я не могу обосновать его достаточно полно. Мы очень много слышим о том, что "Звезда умерла", и тому есть веские доказательства. Это могло быть спровоцировано резким демографическим кризисом, вызванным внешними факторами. Во-первых, переезд на новый форум; во-вторых, проблемы с Катаклизмом, из-за чего сервер стал терять свою популярность. К этому добавился еще и отток активной оппозиции, альтернативы которой новый сервер, в условиях демографического кризиса, предложить не смог. Благо постепенно обесценилось, поскольку признания, исходящего от небольшого количества людей, большинство которых составляют игроки низшего класса, оказывается недостаточно. Куда более легким способом получить благо становится организация небольших и относительно изолированных организаций, в которых благо и вертится. Помимо этого, оно еще добывается непосредственно группами засчет других групп.
Хотя, возможно, это тоже естественный процесс, и отнюдь не конец ЕСа, а нечто, вписывающееся в эволюцию капитализма, тот самый фукуямовский «конец истории» и, последний, в нашем случае, игрок.
Нижеследующая стена текста - это интересный лично для меня опыт, и, я надеюсь, что он может заинтересовать ЕСовцев, читающих мой дневник, если они вдруг решатся прочитать это. Я провел забавную аналогию, попытавшись на досуге разобраться с историей ЕСа и закономерностями. Получилось не совсем то, что я хотел в самом начале, но так бывает всегда.
И предупреждение - не воспринимайте все полностью серьезно, пожалуйста.
Социология интернета или как построить коммунизм в отдельно взятом комьюнити
И предупреждение - не воспринимайте все полностью серьезно, пожалуйста.
Социология интернета или как построить коммунизм в отдельно взятом комьюнити